Одна из ранних работ Клода Моне "Женщины в саду", 1866-1867 гг., Музей Орсэ, Париж.
Фигуры женщин изображены на этом полотне очень стилизованно. Весь акцент художник делает на игре света и тени, на листве деревьев и цветах. Моне еще ищет свой стиль, до официальной даты зарождения импрессионизма остается еще пять лет.
Моделью для всех трех женщин послужила 19-летняя Камилла Донсье, будущая жена Клода Моне.
Полотно очень большое, его размеры 2,05 на 2,55 м.
Художник намеревался выставить эту картину на Парижском Салоне в 1967 году, но жюри отвергло его.
В конце жизни Клода Моне, когда он был уже признанным и прославленным мастером, французское правительство выкупило в 1921 году картину "Женщины в саду" у художника за 200 тыс. франков.
Клод Моне всегда хотел иметь свой собственный сад, где бы он мог спокойно работать на пленэре.
В конце 1871 Клод Моне с семьей поселился в Аржантёе. Тогда это был небольшой курортный поселок близ Парижа, в 12 км от центра города, расположенный на живописном берегу Сены. Сейчас Аржантёй входит в Большой Париж. В Аржантее у Моне был свой дом и свой первый сад. Мне кажется, что именно в Аржантее были созданы лучшие картины Клода Моне. Это был самый светлый период его творчества. У Моне живопись вообще светлая, но именно в Аржантее его полотна просто светятся радостью. По-видимому, это были самые счастливые годы его жизни. Почти на всех полотнах, написанных в Аржантее, изображена Камилла, любимая первая жена Клода Моне.
В те годы Аржантей был любимым местом отдыха парижан, там регулярно проводились парусные регаты. В Аржантёй вела железная дорога, добраться из Парижа туда можно было быстро и легко. Не только Моне, но и другие художники-импрессионисты Мане, Ренуар, Сислей, Кайботт писали свои пейзажи в Аржантее.
Друг художника Ренуар запечатлел его за работой в Аржантее, и благодаря этому мы можем видеть, что из себя представлял сад Клода Моне, и как он писал на пленэре. Пьер Огюст Ренуар "Моне, рисующий в своем саду в Аржантёе", 1873 г. |
|
А Эдуард Мане написал семейный портрет художника на фоне цветущего сада. Эдуард Мане "Семья Моне в своем саду в Аржантее", 1874 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк. На картине изображены Клод Моне, ухаживающий за цветами, его жена Камилла и сын Жан. Сад, цветы и куры. Через 10 лет все это будет у Клода Моне в Живерни. |
|
Пьер Огюст Ренуар "Мадам Моне и ее сын", 1974 год. Национальная галерея, Вашингтон. Камилла Моне и ее сын Жан. Создается впечатление, что Эдуард Мане и Ренуар писали семью Моне в один и тот же день и в одном и том же месте. Это полотно хранилось в собрании Клода Моне в Живерни. Младший сын художника Мишель Моне продал его в 1952 году в период полной разрухи в Живерни. После нескольких перепродаж по завещанию последней владелицы в 1970 году эта картина поступила в Национальную галерею в Вашингтоне. |
Очень интересная серия "Сирень". Сравните:
"Сирень на солнце", 1872-1873 гг. ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва. |
"Сирень в пасмурную погоду". 1872-1873 гг. Музей Орсэ, Париж. |
Одна из самых известных картина Клода Моне "Поле маков" (1873 год, музей Орсэ, Париж) была написана в Аржантее, неподалеку от дома художника. На картине изображены жена Моне Камилла и его сын Жан. Предположительно, что для фигур дамы с ребенком на заднем плане также послужили моделями его жена и сын.
Посмотрите, как выразительно художник нарисовал алые маки и желтые лютики. Камилла с Жаном буквально утопают в маках, образуя полную гармонию с природой солнечного летнего дня.
Моне выбрал очень удачный ракурс для своей картины - алые маки располагаются в левой нижней части картины, по диагонали, вдоль которой идут Камилла с Жаном. Создается ощущение, что маки выходят за пределы полотна.
Поля маков увлекали Моне. Он неоднократно возвращался к ним в своем творчестве. Его привлекал контраст красных маков и зеленой травы.
"Лето. Маковое поле", 1875 год, частная коллекция.
"Маковое поле близ Ветея" 1879 год.
"Поле маков в лощине близ Живерни", 1885 год. Музей изящных искусств, Бостон.
"Поле маков", около 1890 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
"Овсяное поле с маками", 1890 год. Музей современного искусства, Страсбург.
"Поле маков в Живерни". 1890-1891 гг. Институт Искусств, Чикаго.
"Поле красных маков близ Живерни", 1895 год. Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.
Клод Моне несколько раз посещал Голландию. И, конечно, не мог остаться равнодушным к тюльпанам. Он создал серию картин, изображающих главные достопримечательности Голландии - поля тюльпанов и ветряные мельницы.
"Поля тюльпанов в Сассенхейме, близ Лейдена", 1886 год, Институт Искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.
"Поля тюльпанов и ветряные мельницы в Рейнсбурге", 1886 год, частная коллекция.
"Поля тюльпанов в Голландии", 1886 год. Музей Орсэ, Париж.
"Поле тюльпанов в Голландии". 1886 г. , Музей Мармоттан-Моне, Париж.
"Сад художника в Ветёе", 1880 год. Национальная галерея, Вашингтон.
В 1879 году семья Моне переехала в Ветёй, небольшой поселок на берегу Сены в 65 км к северо-западу от Парижа. Здесь у Клода Моне родился второй сын, Мишель, но, к сожалению, вскоре умерла первая жена Камилла.
В Ветёе семья Моне прожила до 1881 года.
Клод Моне сходится с семьей Алисы Гошеде (Alice Hoschedé), с которыми уже был знаком несколько лет. Они живут вместе, впоследствии Алиса стала его второй женой. Но на картинах Клода Моне Алиса Гошеде, в отличие от Камиллы, встречается очень редко. Моделями для полотен художника служили ее дочери, падчерицы Клода Моне.
Больше всего Клод Моне любил садовые и полевые цветы, но иногда писал и натюрморты, букеты срезанных цветов.
"Весенние цветы", 1864 год. Местонахождение картины в настоящее время не известно.
Конечно, в этом полотне еще трудно узнать будущего великого художника-импрессиониста.
"Хризантемы", 1878 год. Музей Орсэ, Париж.
"Букет из мальвы", 1880 год.
"Подсолнухи", 1881 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
"Хризантемы" 1882 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
"Фиолетовые маки", 1883 год. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.
"Анемоны", ок. 1885 года, частная коллекция.
"Две вазы с хризантемами". 1888 год, частная коллекция.
В 1883 году семья Клода Моне переезжает в Живерни. Это небольшая деревушка в живописнейшем районе на берегу реки Эпт, в месте ее слияния с Сеной, примерно в 80 км от Парижа. В Живерни Клод Моне проживет до конца своей жизни.
К этому времени он уже стал известным художником и вполне обеспеченным человеком. В 1890 году он смог выкупить дом в Живерни, в котором жила его семья. В доме он оборудовал просторную мастерскую.
Клод Моне значительно расширил свой сад, устроил в нем пруд, вода в который поступала из специального водозаборного резервуара, построенного на реке Эпт.
В те годы Клод Моне увлекся японской культурой, японскими гравюрами, особенно гравюрами великого японского художника Хокусая.
Для ухода за садом Моне нанял японского садовника, который помогал ему обустраивать сад в японском стиле. Сам Моне принимал непосредственное участие в планировке сада. Художник выписывал журнал Revue horticole (Журнал садоводства), заказывал для своего сада растения и цветы из разных стран мира.
Именно этот сад стал главной любовью в последние годы жизни художника. В нем он работал, его он и писал во всех видах, с разных точек, в разное время суток. Сад стал для художника главным источником вдохновения.
В саду Моне выращивал различные цветы, в пруду росли кувшинки, через пруд был перекинут знаменитый "Японский мостик". Он мог часами любоваться своим садом, наблюдать за малейшими изменениями освещения, погоды.
Осенью 1899 года Клод Моне начал писать свою знаменитую серию "Кувшинки", над которой работал до конца своих дней.
Клод Моне в своем саду на фоне пруда с кувшинками, 1905 год.
Клод Моне в своем саду, ок. 1917 г. Фото: Etienne Clementel.
Картинки выглядят немного "цветными" и размытыми, так как это были стереоскопические снимки, их надо было рассматривать сквозь специальные цветные очки, тогда изображение получалось объемным.
Клод Моне (справа) в своем саду в Живерни. 1922 год. Фото из архива The New York Times.
"Молодая девушка в саду в Живерни", 1888 г. |
"В саду", 1895 г. |
"Сад художника в Живерни", 1900 г., Музей Орсэ, Париж. |
На первых полотнах серии "Кувшинки" Клод Моне изображал пруд с Японским мостиком, на фоне пышной растительности сада.
В последних работах, изображавших пруд с кувшинками, он сознательно искажал все принятые правила перспективы, отказался от линии горизонта, и рисовал только воду с кувшинками. Кувшинки, плавающие на воде, часто обрываются границами холста, создается впечатление, что реальный пруд является чем-то большим, чем изображено на картине.
Эта серия "Кувшинок" насчитывает свыше 60 полотен.
В 1980 году дом и сад Клода Моне в Живерни были открыты для посещения. Сейчас это один из самых любимых у туристов музеев в пригороде Парижа.
Интересное по теме:
Сад и Дом-музей Клода Моне в Живерни
Сад в Живерни: сегодня и на полотнах Клода Моне
Клод Моне "Кувшинки в Живерни". Видео
Цветы в творчестве Ренуара
Цветы в творчестве Альфонса Мухи
Цветы в творчестве Ивана Шишкина
Цветы в творчестве художницы Carol Cavalaris. Видео
Маки в живописи
Сад и Дом-музей Клода Моне в Живерни |
Сад в Живерни: сегодня и на полотнах Клода Моне |
Клод Моне "Кувшинки в Живерни". Видео |
Ёжики в саду
Matthewslova 21.11.2024 08:58Услуги бизнес юриста становятся все более востребованными в условиях динамично развивающегося рынка, где каждая ошибка…
Ёжики в саду
бюстгальтер женский треугольный 19.11.2024 10:30Как бюстгальтер женский треугольный выбрать женский бюстгальтер?
Цветочный портал
Виктория 06.09.2023 10:51Классная инфа
Отечественные сорта флоксов
Jelenika 26.08.2023 23:27Огромное спасибо за замечательную статью с указаниями на сорта флоксов старых лет и наших уважаемых…
Сиреневый сад Леонида Колесникова. Видео
Floribunda 18.05.2023 21:29Елена, это, действительно, чудо!)))