Цветы в творчестве Клода Моне

16.06.2011
Оцените материал
(5 голосов)

Цветы в творчестве Клода МонеВеликий французский художник-импрессионист Клод Моне (Oscar-Claude Monet), (1840—1926 гг.) очень любил рисовать цветы. Он писал цветы на протяжении всей своей жизни, в разные периоды творчества. Чаще садовые и полевые цветы, реже - срезанные цветы в вазах.

Цветы были его страстью. Моне говорил, что больше всего в жизни он обожает две вещи: живопись и садоводство. Поэтому наибольшее наслаждение он испытывал, когда изображал на своих картинах именно цветы.

Даже членов своей семьи он всегда писал в окружении цветов, подчеркивая тем самым свою искреннюю любовь к ним.

"Возможно, именно благодаря цветам, я и стал художником", - говорил о себе Клод Моне.

Одна из ранних работ Клода Моне "Женщины в саду", 1866-1867 гг., Музей Орсэ, Париж.

Фигуры женщин изображены на этом полотне очень стилизованно. Весь акцент художник делает на игре света и тени, на листве деревьев и цветах. Моне еще ищет свой стиль, до официальной даты зарождения импрессионизма остается еще пять лет.
Моделью для всех трех женщин послужила 19-летняя Камилла Донсье, будущая жена Клода Моне.

Полотно очень большое, его размеры 2,05 на 2,55 м.
Художник намеревался выставить эту картину на Парижском Салоне в 1967 году, но жюри отвергло его.

В конце жизни Клода Моне, когда он был уже признанным и прославленным мастером, французское правительство выкупило в 1921 году картину "Женщины в саду" у художника за 200 тыс. франков.

 

Сент-Андресс

 

"Терраса в Сент-Андресс", ок. 1867 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

На этой картине изображена семья художника, проживавшая в небольшом портовом городке Сент-Андрессе близ Гавра на побережье Нормандии. В креслах сидят отец Моне и его тетя мадам Лекадр. У перил стоит дальняя родственница Моне Жанна-Маргарита с молодым человеком. Можно сказать, что это семейная сцена на фоне морского пейзажа. Но посмотрите, как прорисованы цветы на переднем плане картины! Как удачно Моне передал фактуру цветов и игру света и теней.
"Цветущий сад в Сент-Андресс", ок. 1866 года, Музей Орсэ, Париж.
"Адольф Моне, читающий в саду Ле-Кото в Сент-Андресс", ок. 1866 г.
"Дама в саду", 1867 год, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

На картине изображена дальняя родственница Клода Моне Жанна-Маргарита Лекадр в саду в Сент-Андресс.

 

Аржантей, 1872 - 1977 гг.




Клод Моне всегда хотел иметь свой собственный сад, где бы он мог спокойно работать на пленэре.

В конце 1871 Клод Моне с семьей поселился в Аржантёе. Тогда это был небольшой курортный поселок близ Парижа, в 12 км от центра города, расположенный на живописном берегу Сены. Сейчас Аржантёй входит в Большой Париж. В Аржантее у Моне был свой дом и свой первый сад. Мне кажется, что именно в Аржантее были созданы лучшие картины Клода Моне. Это был самый светлый период его творчества. У Моне живопись вообще светлая, но именно в Аржантее его полотна просто светятся радостью. По-видимому, это были самые счастливые годы его жизни. Почти на всех полотнах, написанных в Аржантее, изображена Камилла, любимая первая жена Клода Моне.

В те годы Аржантей был любимым местом отдыха парижан, там регулярно проводились парусные регаты. В Аржантёй вела железная дорога, добраться из Парижа туда можно было быстро и легко. Не только Моне, но и другие художники-импрессионисты Мане, Ренуар, Сислей, Кайботт писали свои пейзажи в Аржантее.

Друг художника Ренуар запечатлел его за работой в Аржантее, и благодаря этому мы можем видеть, что из себя представлял сад Клода Моне, и как он писал на пленэре.

Пьер Огюст Ренуар "Моне, рисующий в своем саду в Аржантёе", 1873 г.
А Эдуард Мане написал семейный портрет художника на фоне цветущего сада.

Эдуард Мане "Семья Моне в своем саду в Аржантее", 1874 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

На картине изображены Клод Моне, ухаживающий за цветами, его жена Камилла и сын Жан.

Сад, цветы и куры. Через 10 лет все это будет у Клода Моне в Живерни.
Пьер Огюст Ренуар "Мадам Моне и ее сын", 1974 год. Национальная галерея, Вашингтон.

Камилла Моне и ее сын Жан.
Создается впечатление, что Эдуард Мане и Ренуар писали семью Моне в один и тот же день и в одном и том же месте.

Это полотно хранилось в собрании Клода Моне в Живерни. Младший сын художника Мишель Моне продал его в 1952 году в период полной разрухи в Живерни. После нескольких перепродаж по завещанию последней владелицы в 1970 году эта картина поступила в Национальную галерею в Вашингтоне.

 

"Дом художника в Аржантёе", 1873 год. Институт Искусств, Чикаго.
"Сад Моне в Аржантее", 1873 г.
"Дома в Аржантёе", 1873 год, Старая национальная галерея, Берлин.

Летом Аржантей буквально утопал в цветах.
"Цветы на берегу реки в Аржантёе", 1877 год, Музей Искусств Пола (Pola Museum of Art), Хаконе, Япония.

Сена в Аржантёе очень живописна, в этом месте она образует красивую излучину. Клод Моне был очарован рекой и природой Аржантея, он с упоением работал здесь на пленэре.
"Камилла Моне на скамейке в саду". 1873 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Как всегда сад, и как всегда - цветы.
Обратите внимание: на скамейке рядом с Камиллой лежит букет цветов.
"Жан Моне на лошадке-велосипеде". 1872 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Даже рисуя портрет сына, Клод Моне не забывал о цветах. Все значимые события жизни он предпочитал запечатлевать на своих полотнах на фоне цветов.
"На лугу", 1876 г.

На полотне изображена жена художника Камилла Моне, читающая книгу на лугу, в окружении луговых цветов.
"Яблони в цвету", 1873 год.

Изумительно!
"Семья художника в саду", 1875 г.
"В саду", 1875 г.

На этой картине, по-видимому, изображен тот же уголок сада, что и на предыдущей, только спустя несколько месяцев - осенью.
Клод Моне любил писать циклы картин - одни и те же объекты в разных условиях освещенности: в разное время года, в разное время суток. Он старался передать мимолетные состояния световоздушной среды, запечатлеть едва уловимые полутона цвета. Мы видим, как уголок сада преображается, как тускнеют краски, блекнет свет. Цветы на клумбе подзавяли, а листва на деревьях пожелтела.
"Женщина с зонтиком" ("Прогулка: Камилла Моне с сыном Жаном"), 1875 год, Национальная галерея искусства, Вашингтон.
"Камилла Моне с сыном", 1875 год, Музей изящных искусств, Бостон, США.
"Уголок сада в Монжероне", ок. 1876 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Монжерон - небольшой городок в пригороде Парижа, расположен в 18,5 км на юго-восток от центра города. Сейчас является одним из юго-восточных предместий Парижа.

"Женщина с зонтиком в саду в Аржантее", 1875 год.

"Прогулка, Аржантей", 1875 год.

"Прогулка в Аржантее", 1875 год, Музей Мармоттан-Моне, Париж.

"Сад", 1872 год.

"Камилла Моне в саду", 1873 год.

"Камилла Моне в окне. Аржантей", 1873 год.

"Берег Сены возле моста в Аржантее", 1874 год.

"Камилла и Жан Моне в саду в Аржантее", 1873 год.

"Камилла Моне в саду у дома в Аржантее", 1876 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

"Гладиолусы". ок. 1876 года. Институт Искусств, Детройт, США.

"Девушки в саду", 1875 год, Национальная галерея в Праге.

"Камилла с зеленым зонтиком", 1876 год.

"Ворота сада в Ветее", 1876 год.

"Сад", 1876 год.

"Сад, Мальвы", 1877 год.





Очень интересная серия "Сирень". Сравните:


"Сирень на солнце", 1872-1873 гг.
ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва.

"Сирень в пасмурную погоду". 1872-1873 гг.
Музей Орсэ, Париж.

 

 
Маковые поля




Одна из самых известных картина Клода Моне "Поле маков" (1873 год, музей Орсэ, Париж) была написана в Аржантее, неподалеку от дома художника. На картине изображены жена Моне Камилла и его сын Жан. Предположительно, что для фигур дамы с ребенком на заднем плане также послужили моделями его жена и сын.
Посмотрите, как выразительно художник нарисовал алые маки и желтые лютики. Камилла с Жаном буквально утопают в маках, образуя полную гармонию с природой солнечного летнего дня.
Моне выбрал очень удачный ракурс для своей картины - алые маки располагаются в левой нижней части картины, по диагонали, вдоль которой идут Камилла с Жаном. Создается ощущение, что маки выходят за пределы полотна.

Поля маков увлекали Моне. Он неоднократно возвращался к ним в своем творчестве. Его привлекал контраст красных маков и зеленой травы.

"Лето. Маковое поле", 1875 год, частная коллекция.












"Маковое поле близ Ветея" 1879 год.












"Поле маков в лощине близ Живерни", 1885 год. Музей изящных искусств, Бостон.













"Поле маков", около 1890 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.









"Овсяное поле с маками", 1890 год. Музей современного искусства, Страсбург.










"Поле маков в Живерни". 1890-1891 гг. Институт Искусств, Чикаго.










"Поле красных маков близ Живерни", 1895 год. Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Поля тюльпанов




Клод Моне несколько раз посещал Голландию. И, конечно, не мог остаться равнодушным к тюльпанам. Он создал серию картин, изображающих главные достопримечательности Голландии - поля тюльпанов и ветряные мельницы.

"Поля тюльпанов в Сассенхейме, близ Лейдена", 1886 год, Институт Искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.











"Поля тюльпанов и ветряные мельницы в Рейнсбурге", 1886 год, частная коллекция.












"Поля тюльпанов в Голландии", 1886 год. Музей Орсэ, Париж.












"Поле тюльпанов в Голландии". 1886 г. , Музей Мармоттан-Моне, Париж.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ветёй, 1879 - 1881 гг.




"Сад художника в Ветёе", 1880 год. Национальная галерея, Вашингтон.

В 1879 году семья Моне переехала в Ветёй, небольшой поселок на берегу Сены в 65 км к северо-западу от Парижа. Здесь у Клода Моне родился второй сын, Мишель, но, к сожалению, вскоре умерла первая жена Камилла.
В Ветёе семья Моне прожила до 1881 года.

Клод Моне сходится с семьей Алисы Гошеде (Alice Hoschedé), с которыми уже был знаком несколько лет. Они живут вместе, впоследствии Алиса стала его второй женой. Но на картинах Клода Моне Алиса Гошеде, в отличие от Камиллы, встречается очень редко. Моделями для полотен художника служили ее дочери, падчерицы Клода Моне.


"Цветы на берегу Сены близ Ветея", 1880 год.

"Алиса Гошеде в саду", 1881 год.
Будущая вторая жена Клода Моне.

"Лестница в Ветее", 1881 год.

"Остров цветов вблизи Ветея", 1880 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

"Цветы в Ветее", 1881 год.

"Цветы в Ветее", 1881 год.

 

 
Цветы в вазе




Больше всего Клод Моне любил садовые и полевые цветы, но иногда писал и натюрморты, букеты срезанных цветов.

"Весенние цветы", 1864 год. Местонахождение картины в настоящее время не известно.
Конечно, в этом полотне еще трудно узнать будущего великого художника-импрессиониста.












"Хризантемы", 1878 год. Музей Орсэ, Париж.












"Букет из мальвы", 1880 год.















"Подсолнухи", 1881 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.















"Хризантемы" 1882 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.














"Фиолетовые маки", 1883 год. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.















"Анемоны", ок. 1885 года, частная коллекция.
















"Две вазы с хризантемами". 1888 год, частная коллекция.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Живерни 1883 - 1926 гг.




В 1883 году семья Клода Моне переезжает в Живерни. Это небольшая деревушка в живописнейшем районе на берегу реки Эпт, в месте ее слияния с Сеной, примерно в 80 км от Парижа. В Живерни Клод Моне проживет до конца своей жизни.

К этому времени он уже стал известным художником и вполне обеспеченным человеком. В 1890 году он смог выкупить дом в Живерни, в котором жила его семья. В доме он оборудовал просторную мастерскую.

Клод Моне значительно расширил свой сад, устроил в нем пруд, вода в который поступала из специального водозаборного резервуара, построенного на реке Эпт.

В те годы Клод Моне увлекся японской культурой, японскими гравюрами, особенно гравюрами великого японского художника Хокусая.
Для ухода за садом Моне нанял японского садовника, который помогал ему обустраивать сад в японском стиле. Сам Моне принимал непосредственное участие в планировке сада. Художник выписывал журнал Revue horticole (Журнал садоводства), заказывал для своего сада растения и цветы из разных стран мира.

Именно этот сад стал главной любовью в последние годы жизни художника. В нем он работал, его он и писал во всех видах, с разных точек, в разное время суток. Сад стал для художника главным источником вдохновения.
В саду Моне выращивал различные цветы, в пруду росли кувшинки, через пруд был перекинут знаменитый "Японский мостик". Он мог часами любоваться своим садом, наблюдать за малейшими изменениями освещения, погоды.
Осенью 1899 года Клод Моне начал писать свою знаменитую серию "Кувшинки", над которой работал до конца своих дней.

Клод Моне в своем саду на фоне пруда с кувшинками, 1905 год.














Клод Моне в своем саду, ок. 1917 г. Фото: Etienne Clementel.
Картинки выглядят немного "цветными" и размытыми, так как это были стереоскопические снимки, их надо было рассматривать сквозь специальные цветные очки, тогда изображение получалось объемным.




Клод Моне (справа) в своем саду в Живерни. 1922 год. Фото из архива The New York Times.


"Молодая девушка в саду в Живерни", 1888 г.

"В саду", 1895 г.

"Сад художника в Живерни", 1900 г., Музей Орсэ, Париж.
"Сад в цветах", 1900 год.
"Гранд аллея в Живерни", 1900 год. Монреальский музей изящных искусств, Монреаль, Канада.
"Аллея в саду", 1902 год. Галерея Бельведер, Вена.
"Цветущая арка в Живерни", 1913 год. Музей Искусств Финикс, Аризона, США.
"Розовая арка в Живерни (Цветочная арка)". 1913 год, частная коллекция.
"Желтые ирисы", между 1914-1917 гг. Национальный музей Западного искусства, Токио.
"Тропинка между ирисами". 1914-17 гг., Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
"Ирисы". 1922-1926 гг. Институт Искусств, Чикаго.
"Дом среди роз". 1917-1919 гг. Галерея Альбертина, Вена.
"Дом среди роз". 1925 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.
"Розовая аллея в Живерни". 1920-1922 год. Музей Мармоттан-Моне, Париж.
"Белые кувшинки". 1899 год. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Знаменитый пруд с кувшинками и Японский мостик.
"Пруд с кувшинками (Японский мостик)", 1899 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
"Пруд с лилиями. Гармония в зеленом". 1899 год, Национальная галерея, Лондон.
"Пруд с лилиям. Гармония в зеленом". 1899 год, Музей Орсэ, Париж.
"Кувшинки. Гармония в розовом". 1900 год. Музей Орсэ, Париж.
"Пруд с кувшинками". 1900 год. Институт Искусств, Чикаго.



На первых полотнах серии "Кувшинки" Клод Моне изображал пруд с Японским мостиком, на фоне пышной растительности сада.

В последних работах, изображавших пруд с кувшинками, он сознательно искажал все принятые правила перспективы, отказался от линии горизонта, и рисовал только воду с кувшинками. Кувшинки, плавающие на воде, часто обрываются границами холста, создается впечатление, что реальный пруд является чем-то большим, чем изображено на картине.
Эта серия "Кувшинок" насчитывает свыше 60 полотен.

 

 

"Кувшинки". 1906 год. Институт Искусств, Чикаго.    
 "Кувшинки", 1916 год. Национальный музей Западного искусства, Токио.

Это огромное, 2-х метровое полотно является одним из самых выразительных в серии "Кувшинки". Розовые и желтые островки кувшинок располагаются на темно-синей, темно-зеленой и даже фиолетовой поверхности воды пруда. Картина вся в движении, мы видим переплетающиеся корни кувшинок. Сами цветки кувшинок буквально выступают над поверхностью воды. Клод Моне очень тонко чувствовал природу и мог передать на своих полотнах все ее тонкости и переливы.
 
 "Кувшинки". 1920-26 гг. Музей Оранжери, Париж.
 
 




В 1980 году дом и сад Клода Моне в Живерни были открыты для посещения. Сейчас это один из самых любимых у туристов музеев в пригороде Парижа.




Интересное по теме:

Сад и Дом-музей Клода Моне в Живерни
Сад в Живерни: сегодня и на полотнах Клода Моне
Клод Моне "Кувшинки в Живерни". Видео
Цветы в творчестве Ренуара
Цветы в творчестве Альфонса Мухи
Цветы в творчестве Ивана Шишкина
Цветы в творчестве художницы Carol Cavalaris. Видео
Маки в живописи


Сад и Дом-музей Клода Моне в Живерни

Сад в Живерни: сегодня и на полотнах Клода Моне

Клод Моне "Кувшинки в Живерни". Видео

 

 

комментарии 4

    • Ольга
    • 13.07.2012 20:31

    Клод Моне мне очень нравиться, спасибо за статью.


    • ВАлентина.
    • 26.11.2012 00:28

    Спасибо за шедевры в вашей подборке, почти побывала на выставке!


    • Лидия
    • 10.12.2012 01:27

    В этом году я была в Париже, видела "своими глазами" картины Моне в Музее Орсэ, в Оранжери и Мармонтане. Ваша коллекция напомнила о самых чудесных моментах путешествия. Спасибо!


    • Людмила
    • 27.03.2014 16:55

    Самое лучшее средство от депрессии - это картины Клода Моне.


Оставить комментарий